В случае принятия решения выйти на зарубежный рынок требуется учитывать возможное присутствие различных барьеров для экспортируемой продукции в стране покупателя. Рекомендуемый последовательность действий состоит из следующих этапов.
Сбор единой информации о преградах
Потенциальному экспортеру целесообразно сначала ознакомиться с информацией о барьерах применительно к определенному товару и конкретной стране ввоза, размещенной на вебсайтах, содействующих развитию ВЭД.
Источником сведений кроме того могут служить материалы, которые подготовлены торговыми представительствами нашей страны и располагаются на Интернет-портале информации ВЭД Минэкономразвития Российской Федерации. Эти сведения изложены в стиле бизнес навигаторов по государствам, где расположены торговые представительства нашей страны, и включают в себя:
- краткую оценку бизнес климата страны назначения, в том числе специфические особенности ведения предпринимательства, включая культурные аспекты и деловые обычаи;
- рекомендации для экспортеров, в том числе информацию о охране их прав и о возможностях выяснения деловой репутации потенциального партнера в стране покупателя;
- обозрение правовой базы и предпринимаемых мер в сфере государственного регулирования международной торговли в стране назначения;
- реестр основных дистрибьюторов различных видов товаров;
- контакты дипломатических представительств Российской Федерации;
Тем не менее, следует иметь в виду, что сведения подобного типа подходят лишь для первоначального знакомства с системой технического регулирования государства покупателя. Кроме того, навигаторы созданы не для всех стран назначения и часто не обновляются. Информационная подборка о законах импортно-экспортных операций обычно содержится на Интернет-сайте таможенного органа страны назначения.
Определение вероятных запретов на ввоз
Экспортер в Монголию обязан выяснить, не включена ли его продукция в перечень ограничений на ввоз в стране покупателя. Если не попадает, компания экспортер должен проработать вопрос наличия в государстве назначения ограничений на импорт, которые потребуют получения лицензии на импорт от органа, назначенного руководством страны покупателя.
Кроме того, в отдельных государствах требуется выполнить оформление он-лайн импортера, обычно, на Вэб-сайте уполномоченной службы.
В отношении пищевых продуктов необходимо обратить внимание на возможность запрета «по религиозным и культурным причинам», к примеру (продукты по требованиям Халяль). К таким запрещенным продуктам могут относиться в основном: мясо определенных животных; кровь; мясо хищных животных; алкоголь; продукты, состоящие из всего перечисленного выше.
Подбор компаньона, который станет уполномоченного лица российского производителя
Если нет ограничения на ввоз, российскому экспортеру очень важно подыскать стабильного компаньона в государстве назначения (зарубежного представителя), что обеспечивает основную часть успеха. Этот факт подтверждают интервью со специалистами российских предприятий, которые успешно вывели свою продукцию на зарубежные экономические рынки. Довольно часто присутствие в сделке компании резидента в государстве покупателя будет непременным обстоятельством ввоза и условием проведения условий соответствия нормам качества.
В развитых странах существует реестр надежных импортеров, который полезно изучить российскому экспортеру прежде чем начать экспортные операции.
В любом случае, зарубежный компаньон должен обладать солидной деловой репутацией. В почти во всех странах мира существуют агентства, оценивающие деловую репутацию импортеров, и обнародующие полученные данные. Целесообразно рассмотреть возможность обратиться в такие агентства. Сведения о них обычно приведены в на сайтах торговых представительств Российской Федерации.
Анализа списка обязательных требований к вывозимому товару
Экспортер должен разобраться, распространяется ли на экспортируемый товар действие технических регламентов страны назначения. В основном, в государстве покупателя определен реестр «товаров, подлежащих регулированию», к которым предъявляются установленные требования стандартов государства назначения.
Информацию о Реестре можно найти на Портале национального органа по стандартизации страны покупателя. Для поиска адреса государственного органа по техническому регулированию целесообразно зайти на вебсайт Росстандарта или на вебсайт международной организации по стандартизации ISO.
Еще один вариант получения сведений связан с обращением экспортера в информационный центр России по сертификации в торговле.
Поиск информации об обязательных требованиях и анализ этих условий
Когда продукция экспортера находится в указанном Перечне, экспортер должен разобраться, какие именно требования предъявляются к его продукту в государстве назначения.
Как правило, технические регламенты на напитки в странах — членах Всемирной Торговой Организации обязаны быть широкодоступны. Но документы в оригинале можно получить только на языке страны назначения.
Исследование правил технического регулирования зарубежных государств указывает, что достаточно часто материалы национальных стандартов необходимо покупать (как правило, на Портале национального органа по техническому регулированию). В таком случае может потребоваться участие иностранного контрагента.
Если выяснится, что стандарты в государстве покупателя являются более жесткими, чем регламенты, действующие в нашей стране, придется выяснять, можно ли обеспечить выполнение обязательных требований. Если нет, есть смысл рассмотреть вопрос изменении страны экспорта.
Установление формы проведения оценки соответствия, для товара
В случае, если вывозимая продукция имеет отношение к «товарам подлежащим регулированию», включенным в Список, необходимо изучить, какие формы оценки соответствия необходимо осуществить в отношении ввозимой продукции.
Как правило, в стране покупателя для поставляемой продукции могут быть применены нижеследующие процедуры оценки соответствия:
- сертификация или заявление соответствия;
- инспекторская проверка;
- включение в реестр;
Потенциальный экспортер обязан принять в расчет, что между Российской федерацией и зарубежными странами в большинстве случаев отсутствуют соглашения о взаимном признании стандартов соответствия. Это означает, что документ об оценке соответствия, а именно (протокол испытаний), оформленный экспортером в рамках ЕАЭС, нельзя использовать в государстве назначения.
Подготовка документации необходимой, для проведения оценки соответствия стандартам
В большинстве случаев, компанией, подающей заявку на выполнение процедуры оценки соответствия является компания — ответственная за ввоз. Разумеется, что при варианте российского экспорта ответственным будет компания-импортер российского экспортера. При проведении работ по оценке соответствия заявитель должен предоставить заверенный документ компании ответственной за ввоз, для подтверждения легитимности.
По результатам сертификации, как правило, в зарубежных государствах помимо оформления сертификата соответствия, выдается официальное разрешение на применение знака соответствия, что необходимо учитывать для оформления необходимой маркировки изделия.
По результатам декларирования соответствия тоже обязательно нанесение соответствующего символа или надписи в составе маркировки товара.
Определенную помощь в проведении процедур по оценке соответствия (сертификации) могут оказать международные фирмы, оказывающие подобные услуги, у которых есть офисы в нашей страны.
По данным таможенного портала Новости Логистики