Кафедра физики ФФ и СУНЦ НГУ

т. 363-43-98, к. 457

Заведующий кафедрой

профессор, д.ф.-м.н. Геннадий Васильевич Федотович

Заместители заведующего кафедрой

доцент, к.ф.-м.н. Юрий Леонидович Башкатов

доцент, к.ф.-м.н.  Алексей Александрович Киприянов

Секретарь кафедры

Татьяна Павловна Киприянова

т. 363-43-98, к. 457



Деятельность кафедры Печать E-mail
Автор: Дмитрий Юрьевич Наумов   
02.05.2011 00:34

Среди изучаемых в школе предметов физика занимает особое место. В своей базисной основе она оперирует предельно упрощенными представлениями о явлениях природы, абстрагируясь от мелочей и второстепенных деталей и вводя в качестве характеристик тел и их взаимодействия лишь самый предельный минимум необходимых качеств. Так, в механике до определенной степени оказывается достаточным представление тела материальной точкой, обладающей лишь одним физически значимым качеством - массой. Чем меньше ограничений, тем более общие получаются результаты. Из-за этого оказалось, что законы физики стали базой научных представлений о природе окружающего нас мира. В соответствии с изложенным первой задачей курса физики мы считаем тщательный отбор и изложение лишь предельного минимума самых важнейших сведений из накопленного физикой объема знаний. Эти знания мы называем базисными (существенными) знаниями и стремимся только их включить в программы курсов по физике для физико-математической школы. Вторая задача курса - обучение студентов деятельности, умению понимать, видеть и пользоваться минимумом фундаментальных знаний для получения новых и часто неочевидных результатов. Мы называем это умением рассматривать явления природы от первых начал и анализом моделей. Для решения этой задачи надо представлять внутренние взаимосвязи разных сторон природных явлений и понимать границы применения моделей. Обучение подобным навыкам достигается решением значительного количества аккуратно подобранных задач и искусством анализа получаемых результатов. Так как к преподаванию на кафедре непрерывно привлекаются все новые поколения молодежи, прошедшей обучение в ФМШ и НГУ, происходит естественный процесс накопления и селекции необходимых для этого задач и сопутствующих им вопросов. Принятые принципы организации учебных курсов по физике и выработанная методика обучения помимо современных и глубоких знаний содержания предмета воспитывают у наших учеников культуру построения физических моделей и формируют у них особый способ интеллектуальной деятельности: рациональный, предельно экономный по числу предпосылок, максимально широкий по спектру рассматриваемых последствий и предельно критичный при анализе получаемых выводов и контроле степени их достоверности.

Обновлено 02.05.2011 00:35